Черная обезьяна
 
Перед нами предстает герой-журналист и детективная интрига, из которой можно было сделать, как и приличный боевик с горой трупов и реками крови, так и глубоко философский роман.
Получилось же нечто среднее и малопонятное.
Безымянный главный герой берется за раскрытие темы о жестокости детей. Благодаря старым связям попадает в лабораторию, где содержатся различные преступники со странностями, странными даже для такого типа людей. И там ему показывают необычных и жестоких детей. Вскоре выясняется, что в соседнем городе группа подростков от десяти до четырнадцати, вырезали целый подъезд, да еще и двух полицейских в придачу.
Но на этом детективно-интригующий сюжет заканчивается.
Герой, вместо журналистского расследования, начинает скатываться в пучины безумия. На сцене появляется любовница, ненавистная жена, дети, проститутка и ее ребенок с отсохшей рукой. Герой начинает совершать странные, а порою и малопонятные, граничащие с безумием, поступки. Параллельно читатель видит героя в детстве, как он с друзьями лазил на голубятню убивать птиц. Рассказывается о его прошлом и в частности об армии, начиная с того, каким способом он решил от нее «откосить» и заканчивая дедовщиной.
Следуют две вставные новеллы. Первая про абстрактный средневековый город, который штурмом захватывают дети без страха смерти, жалости или вообще чего-то похожего на нормальны человеческие чувства. Вторая про абстрактную африканскую страну, где в роли пешек повстанцы используют детей, которым при помощи таблеток и алкоголя заглушают страх смерти и прочие человеческие качества.
У героя, тем временем, жизнь становится похожей на ад. Жена узнает про любовницу, уходит и забирает детей. Единственное, что ему действительно дорого. Любовница, оказывается ничем не лучше проститутки фигурировавшей в начале романа, но позже убитой.
Далее жена попадает в психушку, дети растворяются в неизвестном направлении, а все расследование оказывается бессмысленным и никому не нужным. Выясняется, что дети в лаборатории оказались вполне нормальными, а убийство в соседнем городе совершила группа лиц точно не детского возраста.
Заканчивается же роман невнятицей. Вполне в стиле Прилепина. Конец, что называется, не просто открыт, а распахнут настежь. Вот, что хочешь, то и думай.
Роман изобилует второстепенными, хорошо прописанными, персонажами. Они не играют особенной роли, но их действительно много. Куда бы герой в своих безумствах не попал, он встречает там людей, которых автор выводит на страницы, а потом бросает, как ребенок надоевшую игрушку.
Присутствуют и вялые, ленивые выпады на политику. Будто автор уже от них устал, но, по привычке, не может без них обойтись.
Однако, при всех, казалось бы, витиеватостях в сюжете, который напоминает дурной сон, тема, поднятая в романе, актуальна. Всегда актуальна. Жестокие дети… Когда они перерастают этот рубеж? И перерастают ли?
При всей своей неоднозначности, угловатости, двусмысленности и невнятице роман все же цепляет.
Он заставляет задуматься.
А это уже более чем достаточно.

Захар Прилепин
Чёрная обезьяна

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сергей Гончаров