Человек и природа в русской литературе

⁠Собственно, тут и вопроса никакого нет. Человек это часть природы, природа как таковая, существовала миллиарды лет до человека, и если человечеству суждено погибнуть, то и будет существовать миллиарды лет без него. 

Что есть собственно человеческого в человеке, как достойно жить человеку и взаимодействовать с природой ― это уже вопрос литературы, и отвечает она, в общем, на него однозначно, начиная с мифа о Геракле и Антее. Только тогда человек может быть человеком, когда чувствует связь с землёй, как это выразил Рубцов «С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь».

Можно безошибочно сказать, что лучшие произведения литературы оттого-то и выжили, оттого то и признаны лучшими через века, что выписаны с любовным прилежанием, что дышат добротой и эмпатией к окружающему миру. 

Главное в жизни человека Любовь, только важно чтобы это было не себялюбие, а любовь к чему-то такому, что может не приносить материальных благ. Человек недолго живёт на этой земле, поэтому важно, чтобы жизнь его не была пустой или вовсе кошмарной, важно, чтобы он что-то любил, и это «что-то» было достойным того. Маленький человек уже получает свою порцию любви от семьи и учится любить. Что любить? Родную природу, свою родину. Тут в его жизнь входит литература, приносит готовые ответы. Погружаясь в стихи Барто, Маршака, Пушкина, Некрасова, Тютчева, ребёнок учится языку, воспринимает его красоту и вместе с языком, в его молодую жизнь входит любовь к родной земле. Лучшие поэты показывают красоту родного края, дают понять, что родина готовилась к рождению ребёнка, радуется его приходу в этот мир. Человек приучается любить и заботиться о родной стране.

Так получилось, что многие литераторы прошлого имели крестьянское происхождение, а дворянам лучше всего творилось на лоне природы. Поэтому у Пушкина мы встречаем переключения сюжетной линии в поэмах «Полтава» или «Онегин», то же мы видим в произведениях Тютчева, Бунина и Багрицкого. Неизменно звучит тема родина-мать, что о матери надо заботиться и вести себя достойно. Ярко эмоционально это звучит у Багрицкого, Кедрина, Заболоцкого, у Виктора Астафьева в его советский период, у Бубеннова и Бабаевского, у Проханова.

В ХХ веке Россия выполняла великий геополитический проект, крупномасштабное материальное производство потребовало преобразования природы, прокладки тысячекилометровых магистралей, сведение тайги, возведение мощных плотин. Но человек как бы нашёл подход к природе, объяснил ей, зачем это необходимо, и природа как бы смирилась с этим, не стала враждебной человеку, не потеряла своего богатства и разнообразия, как нас убеждают Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Валентин Распутин и Николай Добронравов. 

Часто в России гостевал голод. Военные и революционные разрухи не бывают без напряжения с продовольствием. Поэтому особая тема ― это возделывание хлеба, золотые колосья, бескрайнее море пшеницы, это показывают нам Ярослав Смеляков, Александр Твардовский, Дмитрий Кедрин, Михаил Светлов, Николай Рыленков, Сергей Есенин, Лев Ошанин. Климат России суров, урожайность невелика по сравнению с тёплой и благодатной Европой, поэтому очень важно относиться к земле так, чтобы она не перестала давать хлеб. Этот мотив начинается с фольклорных русских сказок. Чтобы крепче привить эту мысль, стихи переводятся в песенный формат и таким образом, становятся всеохватными для всего общества.

И даже когда приходят последние минуты, человек остаётся наедине с собой? Нет, говорит нам русская литература, не то чтобы с собой, а с землёй своей и с небом. Именно в вечное, ясное и незамутнённое небо смотрит угасающим взглядом умирающий Болконский, именно незамысловатую песенку русской иволги слышит смертельно раненый герой Николая Заболоцкого. Хорошо жить на лоне природы, в любви к ней, и не страшно с ней умирать ― эта мысль воспроизводится в каждом литературном поколении.

Поделиться с друзьями