Перед каждым автором обязательно встаёт вопрос: как сделать героя?
И неважно, сколько автор перед этим написал рассказов и романов. Каждый раз, начиная произведение, ему требуется новый герой. Авторам-сериальщикам в этом отношении, конечно, чуть проще. Им требуется лишь один раз придумать героя и потом допридумывать злодеев и союзников. Автору, который, как и я, пишет законченные произведения, при каждом новом романе необходимо придумать не только сюжет, трагедию, идею и прочие необходимые вещи, но ещё и героев. Как главных, так и второстепенных.
 
Вот на этом моменте я и остановлюсь подробнее.
 
Учить, как надо придумывать героя, я не буду. В последнее время учителей и так развелось слишком много. Я просто расскажу, что делаю сам, для того, чтобы придумать героя.
 
В первую очередь герою необходимо имя. По-хорошему это вообще тема отдельной статьи. Имя должно быть легко произносимым, запоминающимся, ярким и недвусмысленным (для фэнтези и различных стилизаций). Также оно не должно быть вычурным и «чужим», чтобы у читателя не возникало чувства отторжения.
 
Но вот имя выбрано. Настала основная часть – создать героя.
 
Лучший выход – написать полную и подробную его биографию. У меня иногда на это уходит день-два времени. Но это работа нужная и необходимая. Во-первых, этот текст всегда можно включить в роман (я так обычно и делаю, только не целыми кусками, а равномерно разбрасываю, чтобы читатель не заскучал и не узнал сразу всего). Во-вторых, персонаж становится по-настоящему живым. А это самое главное и важное в литературе. После составления его подробнейшей биографии автор и сам узнаёт своего персонажа намного ближе. Автор уже знает, ходил ли его герой в детский сад, с кем подрался в школе, и какая была его первая любовь. Кого герой предал и вообще умеет ли он предавать? С кем и в какой компании он провёл юность, в какие кружки и секции ходил. Чем больше мелочей удаётся придумать, тем лучше для персонажа. Это сродни лучшему другу. Мы многое можем сказать о человеке, с которым знакомы с детства. Мы можем предсказать, как он поступит в той или иной ситуации, мы знаем, что от этого человека ждать. И, одновременно, именно этот человек каким-нибудь поступком может нас удивить.
 
Точно так же автор должен узнать своего главного героя. Он должен знать о нём всё, чтобы предугадывать его поступки в той или иной ситуации, чтобы знать, как этот человек может поступить и поступит. Такой подход оживляет персонаж, заставляет его спрыгнуть со страниц. А для читателя это самое важное.
 
Подробно и полностью описав своего героя, автор избегает ещё одной серьёзной ловушки творчества – неоправданных поступков героя.
 
Да, в жизни есть место мимолётным умопомрачениям, импульсному поведению, пьяным выходкам. Есть им и место в литературе. Но когда ботаник в очках начинает одного за другим ломать гопников, например, как-то теряется желание читать дальше. Сразу видно, что автор сего произведения не «познакомился» со своим героем. Он не знает, на что тот способен, а чего он сделать бы не смог. Писатель эти «не смог» часто в упор не видит. И чем менее опытнее писатель, тем большего он не видит. Читатель же видит их и подмечает, пусть и на уровне подсознания.
 
И ещё один важный нюанс. Конечно, своего героя хочется наделить всеми хорошими качествами, которые существуют в природе. Но в жизни так, к сожалению, не бывает. Поэтому хорошие качества человека, берутся из его биографии. Стал КМС по боксу? Отлично. Будет что применить против главного злодея. На гитаре ещё научился во дворе брынчать? Отлично, пригодится, чтобы спеть песню главной героине. Работал таксистом? Значит, водить машину должен хорошо (это, конечно, сомнительно и приводится лишь как пример) – тоже в сюжете пригодится, можно использовать в погоне.
 
В общем, все качества героя должны быть оправданы. Иначе получается голливудский бред, когда тридцатилетняя женщина с точёной фигурой, доктор биолого-геолого-сопроматных наук, приёмами капоэйра-тэквондо побеждает толпу верзил с автоматами-ракетомётами и освобождает свою пятнадцатилетнюю дочь.
 
По-хорошему каждого мало-мальски значимого героя надо продумывать таким образом. Лично у меня редко хватает на это терпения. В пальцах всё свербит, перед глазами вертятся умопомрачительные сцены, а мне надо копаться в биографии героев… А если произведение планируется как рассказ, то там биографии могут оказаться даже больше самого рассказа.
 
Заниматься или нет такой подробной разработкой персонажа – дело каждого автора. Просто при чтении обратите внимание на один важный нюанс: если герой буквально сходит со страницы книги – значит, у него есть полная и подробная биография, как и у каждого человека. Герои без прошлого так навсегда и остаются прикованы к страницам.
comments powered by HyperComments
Сергей Гончаров Спящие

Сергей Гончаров Против часовой стрелки

⁠Как придумать героя

Новинки литературы
Сергей Гончаров