Перед каждым автором, начинающим и не очень, рано или поздно встает вопрос: «Как сделать так, чтобы о моей книге узнало как можно больше человек?». И не просто узнало, а возжелало прочитать её во что бы то ни стало. Решений много. В век Интернета одним из способов рекламы является создание буктрейлера к книге и выкладывание его в youtube, а так же на свой сайт или страницу в соцсетях. Итак, задавшись благородной целью популяризации своего шедевра, любой автор неизбежно сталкивается с проблемой с чего начать. И тут, как в сказке, три пути.
 
Путь первый. Заказать создание ролика у профессионалов. Это быстро и красиво, но достаточно шаблонно и, будем откровенны, не дёшево. Можно, конечно, обойтись и без шаблонов, но это будет ещё дороже. Существует ряд компаний, которые снимут с вас бремя ответственности за создание ролика, но упоминать о них я не буду, так как это уже реклама.
 
Путь второй. Засесть за компьютер, попытаться разобраться и создать свое творение (мой путь). Сразу оговорюсь, что путь этот длительный и занимает много времени и сил. У меня на создание буктрейлера уходит в среднем от двух до четырёх недель. Сюда входит разработка сценария, сбор и обработка материала, изучение возможностей программы (различные видео уроки, об этом я скажу ниже) и непосредственно монтаж.
 
Путь третий. Самый простой. Изучить информацию, подсчитать временные и финансовые затраты  и с легким сердцем отказаться от этой затеи, отложив до лучших времён.
Но если Вы решите создать буктрейлер самостоятельно, то я готов поделиться некоторыми наработками и советами. Оказывается, создание буктрейлеров – это целое направление, а лучше сказать новая самостоятельная ветвь в литературе. Проводятся конкурсы и существуют критики, оценивающие качество буктрейлера и степень его воздействия на зрителя!
 
На сегодняшний день существуют разные классификации буктрейлеров. Проанализировав существующие формы, я для себя классифицировал буктрейлеры следующим образом. Возможно, таких определений вы не встретите в официальных источниках, но ещё раз оговорюсь, это моя классификация, она мне кажется удобной и понятной.
 
Растовые – грубо говоря – это слайд-шоу. Самые простые и доступные каждому. Его суть проста: один слайд сменяет другой с применением довольно ограниченного набора спецэффектов. Буктрейлер к роману «Спящие» сделан именно в этой манере.
При создании слайдов я рекомендую помнить, что фотографии, взятые на просторах Интернета, защищены авторским правом, поэтому лучше использовать сайты, где все фото выложены на бесплатной основе и их авторы не предъявят вам потом претензии. Такие фотографии идут с пометкой «CC0 Creative Commons Бесплатно для коммерческого использования. Указание авторства не требуется». Примером может служить вот этот ресурс https://pixabay.com. То же относится и к музыкальному сопровождению. Если Вы записываете голосовые комментарии, то никакого дополнительного оборудования, как советуют во многих источниках, вам не потребуется (новый дорогой микрофон, например). Запишите как есть, с шумом от компа, который неизбежно примешается к записи, затем возьмите специальную программу (которую можно бесплатно скачать из Интернета), посмотрите ролик на youtube как убрать фоновый шум на записи и легко повторите эти элементарные действия. Лично я пользовался Audacity.
 
Для создания слайд-шоу различные источники рекомендуют Windows Move Maker. Я не рекомендую. По мне он слишком примитивен и ограничен возможностями: однотипные переходы, которые набивают оскомину уже на третьем кадре. Я работал в VideoPad. Программа бесплатная, на youtube есть уроки, с чего начать, как форматировать и вообще, какими возможностями обладает. Хочу сразу предостеречь, есть онлайн программы, которые предлагают загрузить фото и они сами сделают презентацию. Как правило, образец презентации очень качественный и вызывает желание заказать такую же себе. Но! Это бывает долго, вплоть до нескольких дней и всегда платно. Либо, если бесплатно, то всего двадцать-тридцать секунд в качестве демо-версии. На мой взгляд, если вы готовы платить, то уж лучше профессионалам (смотри путь первый), которые согласуют с вами и сценарий, и видео, и звуковой ряд, а не просто загрузить фото и ждать чуда. Но это моё личное мнение. Есть также программы, которые предлагают условно бесплатное создание видео презентации с оговорками: например, вы создаёте видеоряд, но на каждом слайде программа автоматически вставит рекламный водяной знак самой себя, или просмотр видеоролика доступен только вам, а чтобы скачать свою работу и разместить её где-либо, нужно заплатить энную сумму денег. Вывод: сделайте пробную версию слайд-шоу, одну любую фотографию разместите на ленте времени столько раз, сколько планируете слайдов, добавьте любую музыку, скачайте это всё и посмотрите, работает ли программа, нет ли водяных знаков или ограничений по времени. Этот подход значительно сэкономит ваше время.     
 
Следующий по сложности выполнения вид буктрейлеров – это буктрейлеры-заставки. Этот уровень предполагает владение программами более высокого уровня и с намного большими возможностями. Буктрейлер к «Проклятию женщины» выполнен в этой технике.
 
Чтобы было понятно, о чём я говорю, вспомните заставку в начале любого американского фильма. Вращающийся земной шар с названием кинокомпании на его орбите, круги от брошенного камня на воде и так далее. Всё это заставки. Ещё пример: заставка перед началом выпуска новостей на любом телеканале, заставка перед началом ролика у различных блогеров на youtube и так далее. Безусловно, выглядит это очень эффектно. Признаюсь, теперь, когда я вижу любую заставку, я понимаю, как она сделана, и белее того, я осознаю, что в принципе тоже так могу. Однако, с наскока такую величину не взять, этому нужно учиться. Уoutube в помощь. Каналов много, смотрите профессионалов, а не прыщавых подростков, которые вчера скачали «крякнутую» версию Sony Vegas или Photoshop (в нём тоже можно создавать видеоряд) и сегодня учат вас. Уважайте своё время. Я рекомендую канал «Снимай и монтируй», ссылки не даю, потому что не реклама, а дружеский совет. Что касается Photoshop, то это Елена Бут, Вячеслав Федоткин и CG Fish.
 
Я работал в Sony Vegas Pro и поэтому рекомендую её. Существенным недостатком, с которым мне так и не удалось справиться, является то, что программа жрёт (извините за мой французский) много оперативки и частенько подвисает. Здесь нужно набраться терпения, ибо проблема не в программе, а в малых мощностях компьютера. В целом же я доволен, результат вы можете посмотреть ниже.
Следующий вид буктрейлеров в моей классификации – это клип или видео нарезка. Этот тип широко распространён среди романов жанра романтическое фэнтези, прошу прощения за тавтологию. И здесь всё понятно без слов: темный и жутко-обаятельный эльф, маг, некромант, вампир (нужное подчеркнуть) влюбляется в юную нежную деву и начинаются взаимные терзания любит-не-любит. Поскольку киноиндустрия уже воспроизвела этот сюжет бесчисленное количество раз, то молодому автору нужно всего лишь выбрать любимый фильм, или несколько, нарезать, смонтировать и добавить романтическую музыку. Не говоря уже о нарушении авторского права, этот вид буктрейлеров имеет один весомый недостаток: он отвлекает внимание от книги, и напоминает о фильме, кадры которого наверняка разбудят или возбудят желание посмотреть фильм (тут уже всё зависит от откровенности кадров в нарезке). Лично мне этот вид буктрейлеров не подходит. Всё-таки социальная фантастика – это далеко не романтическое фэнтези.
 
Теоретически можно отснять клип самостоятельно, по своему сценарию, пригласив актёров. Практически это просто нерентабельно, поскольку бюджет, потраченный на съёмки, окупится очень нескоро, а может быть и никогда. На сегодняшний день подобные буктрейлеры снимают, в основном, школьники на произведения классиков в качестве проектных работ по литературе. Это мило, но не серьёзно, любительски и уж точно не отвечает основному требованию буктрейлера – побудить прочитать книгу.
 
Чуть более бюджетным, чем работа над клипом, является создание мультфильма. При наличии хорошего сценария и отличного художника результат должен получиться многообещающим. Я с таким видом буктрейлеров на практике не сталкивался. Вероятно, всё упирается в бюджет, поскольку в нашей стране буктрейлер не является основным рекламным инструментом, а скорее красочным дополнением.
Можно придумать и что-то своё: записать видеообращение автора, который рассказывает, как хороша его книга, или видеоотзывы читателей, и так далее.
 
Главное – заинтересовать. И тут вы сами выбираете, будете ли вкратце рассказывать сюжет, только обозначите интригу или передадите эмоциональное состояние, которое испытает читатель, перевернув последнюю страницу. Создать буктрейлер – это написать ваш роман заново несколькими словами. Я желаю вам успехов и буду рад, если статья оказалась полезной.
comments powered by HyperComments

Как сделать буктрейлер