Крупнейшим представителем классической философской мысли был И. Кант (1724—1804). Этика и эстетика занимают важнейшее место в философских концепциях учёного, и именно они оказали влияние на немецкую литературу. Формулируя высший нравственный принцип, как некий отвлечённый, ничем не детерминированный «категорический императив», Кант придавал этому нравственному принципу некое универсальное самодовлеющее значение. Он противопоставляет моральный закон чувственной природе человека.

 

Это противопоставление, в частности, и вызвало активную полемику со стороны Шиллера. Однако шиллеровский гуманизм, имевший в себе немалую гражданскую основу, опирался на позитивные стороны этического учения Канта. Нравственный идеал Канта «соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров». Он был всего лишь перенесением в область моральных абстракций конкретных социально-политических требований и достижений Французской революции. Но всё же этот этический идеал при всей абстрактности его выражения возник именно под влиянием Французской революции, неся в себе протест против феодально-сословной общественной системы, идею утверждения гражданских прав всякой личности.

 

Значительно позже, в процессе развития социальных противоречий буржуазной Германии, этот кантовский моральный закон с его абстрагированием от конкретных социально-политических целей охотно подхватывается мещански настроенной консервативной немецкой буржуазией, отрицавшей действенные средства политической борьбы.

 

Этика Канта примечательна и в некоторых других своих аспектах, отражавших влияние передовой общественной мысли Франции XVIII века. Кант признавал существование бога, но как некий обожествлённый разум, весьма схожий с «верховным существом» якобинцев. Бог является для Канта понятием, вынесенным за всякие пределы человеческого постижения как рационального, так и сверхчувственного, мистического. Он четко сформулировал непримиримость науки и религии.

 

Христианство Кант трактует только лишь как доктрину нравственную, а не церковно-религиозную, решительно отвергая все церковные обряды, как ложные. Официальные идеологи христианства подвергли резкому осуждению эти идеи Канта, изложенные им в работе «Религия в пределах только разума», которую Ватикан внёс в «Индекс запрещённых книг». За эти идеи Кант был подвергнут резким гонениям со стороны прусского правительства по личной инициативе Фридриха Вильгельма II.

 

Эстетика Канта, отражая общие противоречия его философских позиций (абстрактная умозрительность изложения основных идей без какой-либо связи с конкретными явлениями литературного процесса и других эстетических систем), по существу обобщала опыт литературы и эстетической мысли. Поэтому сильными сторонами своей эстетики Кант активно вмешался в современные ему литературные движения, оказав огромное влияние на Шиллера, отчасти на Гёте, в значительной мере на романтиков. Более того, многие эстетические суждения Канта, особенно высказанные им в статье «Антропология в прагматическом отношении», подготавливали эстетику критического реализма. В более ранней работе «Критика способности суждения», в которой сформулированы основные положения эстетической системы Канта, особенно чётко проявляется абстрактность суждений, формалистические стороны его эстетики. Эстетическое суждение, эстетическая целесообразность объекта связывается здесь не с качествами самого объекта, а лишь с эмоциями созерцающего субъекта. Утверждая незаинтересованность эстетического наслаждения в том смысле, что оно вызывается спецификой прекрасного, а не другими эмоциями, имеющими нравственные категории (например, доброе, приятное), Кант нацеливает внимание на постижение сути именно прекрасного. Но, одновременно, он изолирует эстетическое наслаждение от каких-либо социальных детерминант, что позволило в дальнейшем развитии литературы и эстетики широко использовать формальную сторону суждений Канта для обоснования тезиса о самоценности искусства, теории «искусства для искусства».

Сергей Гончаров Бентли

Сергей Гончаров Проклятие женщины

⁠Кант и литература

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сергей Гончаров