Социальная фантастика (англ. social science fiction)  – жанр обширный, широко представленный в мировой литературе разных периодов.
 
Отличительная особенность романов данного жанра заключается в том, что автор показывает развитие человеческого общества, оказавшегося в непривычных для человечества обстоятельствах или социума, абсолютно непохожего на наш. Зачастую поднимаются темы контроля над личностью, построения общества на основе знаний психологии масс: управления бездушными, фанатичными или, напротив, апатичными массами и т.п. Как правило, к социальной фантастике относят утопии и антиутопии, что само по себе верно, но слишком узко, так как границы жанра намного шире и утопические/антиутопические романы занимают лишь определённый сегмент.
 
Нередко можно встретить и такие разветвления этого жанра, как социально-психологическая фантастика, или социально-философская фантастика. Подразумевается, что в социально-психологической фантастике упор сделан на глубокие межличностные отношения, а в социально-философской на рассуждения об этих отношения, устройстве мира и т.п.
 
На самом деле все эти разветвления основного жанра надуманы и притянуты за уши. Социальная фантастика включает в себя и глубокие межличностные отношения, и различные рассуждения, просто в разных произведениях авторы, осознанно, либо под давлением сюжета, делают упор на какие-то отдельные элементы.
 
Бытует мнение, что фантастика в её широком понимании обрисовывает связи между человеком и научными изобретениями, полётами в космос, техническими прорывами, попаданиями в другие миры, либо игры, в том числе на выживание. Различного рода допущения научной фантастики основываются на изобретении чего-то вещественного, что послужило началом для действий, разворачивающихся в романе. В подавляющем большинстве таких произведений вышеописанные условия служат для одной единственной цели – толкания сюжета вперёд.
 
В социальной фантастике тоже довольно часто и много встречаются сюжеты, основанные на вышеописанных условиях. Но в социальной фантастике они служат лишь допущением, декорациями, вокруг которых раскручиваются нити человеческих судеб, происходит слом или возрождение общества, строятся модели будущего. Через глубокие межличностные отношения нам показывается поведение общества, социума, целиком вырванного из привычной среды обитания. Как говорят в книгах по саморазвитию: покинувшего зону комфорта. Авторы социальной фантастики экспериментируют с такими формами общества, каких не может быть в реальности.
 
Социальная фантастика актуальна всегда. В наши дни к ней приковано пристальное внимание, в первую очередь потому, что глубокие межличностные отношения являются знаком качества литературного произведения. Многие классические романы соответствуют этому критерию, поэтому совсем неудивительно, что жанр социальной фантастики получил широкое распространение, ведь сложно представить себе литературу, лишённую этой составляющей (хотя представить-то как раз возможно, но будет ли получившееся читаемо? – вот в чём вопрос). Один из основных акцентов социальной фантастики – рассуждение над человеческими взаимоотношениями в нетипичных условиях.
 
Расцвет социальной фантастики приходится на ХХ век. Он обусловлен противостоянием между капиталистическим Западом и коммунистическим обществом. Имена братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения Замятина и Станислава Лемма широко известны во всём мире. Им противостоят Дж. Оруэлл и Олдос Хаксли. Каждый лагерь критикует социальный строй противника, намеренно преувеличивая такие общественные явления как расовое и социальное неравноправие, рабовладельческий строй, унифицированность и стирание границ отдельной личности. По мере угасания этого противостояния социальная фантастика, наконец, отходит от политических тем и к началу XXI века обращается к темам, более нейтральным с точки зрения политической ориентации.
 
Заслуга социальной фантастики в том, что читатель наблюдает возможный вариант развития человеческой истории под давлением экстремальных событий, которые вполне могут произойти в недалёком будущем или не произойдут никогда. Социальная фантастика меняет мировоззрение, иногда кардинально, через осмысление многих вещей. Рассуждения философского плана позволяют смотреть на человека и его место в истории с иного ракурса. Психологическая составляющая произведений открывает такие грани человеческих характеров, которые зачастую скрыты.
 
Социальная фантастика – это эксперимент с обществом на бумаге. Роль социальной фантастики в жизни общества, на самом деле, высока. Читатель свыкается с мыслью о неизбежности изменений и учится размышлять о судьбах человечества самостоятельно, что может заблаговременно предостеречь от опасных тенденций в общественной жизни. Исключительная важность социальной фантастики заключается в расширении массового сознания и развитии привычки анализировать, думать и самостоятельно принимать решения.
 
Вышеперечисленные качества социальной фантастики даже звучат достаточно скучно. Но на самом деле автору, прибегающему к этому жанру, приходится отойти от норм и шаблонов литературы, чтобы посредством нетривиального сюжета, увлечь читателя и погрузить его в изучение социума, дать насладиться многогранностью мира, созданного автором. И классики, и современные авторы воссоздают на страницах романов столь реалистичные социальные модели, что веришь им безоговорочно и начинаешь осознавать, что это не столько выдумка автора, сколько гиперболизация уже существующих социальных схем.  
 
Социальная фантастика – это не детективчик на один раз, который забываешь сразу после прочтения. Лучшие романы этого жанра уже давно стали классикой во всём мире как раз потому, что проникают в самую душу и оставляют за собой шлейф из мыслей и переживаний, который может тянуться ещё не одну неделю после прочтения книги. Безусловно, задача авторов сложна и серьезна, однако именно социальная фантастика дарит нам плеяду истинных шедевров мировой литературы.
 
Примеры социально-фантастических произведений:
  • Герберт Уэллс «Машина времени»
  • Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
  • Сергей Гончаров «Наверху рушились города…»
  • Стивен Кинг «Зелёная миля»
  • Джон Уиндем «День Триффидов»
  • Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
  • Станислав Лем «Солярис»
  • Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
  • Джеймс Баллард «Высотка»
  • Йен Макдональд «Новая луна»
  • Сергей Лукьяненко «Спектр»
  • Филипп Дик «Человек в высоком замке»
  • Клиффорд Саймак «Город»
  • Айзек Азимов «Основание»
  • Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
  • Братья Стругацкие «Град обреченный»
  • Иван Ефремов «Час Быка»
  • Виктор Пелевин S.N.U.F.F
  • Роберт Шекли «Корпорация Бессмертие»
  • Джордж Оруэлл «1984»
  • Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
  • … много-много других.
Сергей Гончаров Наверху рушились города...

Сергей Гончаров Не загоняй медведя в угол

⁠Социальная фантастика

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сергей Гончаров