Что такое нуар

⁠Нуар (от фр. noir «черный») – это поджанр криминальной фантастики 1920-х – 1960-х годов двадцатого века. В этом поджанре правильное и неправильное не имеют четкого определения, в то время как главные герои серьезно и часто трагически ущербны. Для произведений характерны лаконичность стиля, небольшой объем и саспенс или предчувствие беды.
В своей современной форме нуар в связи с размытием жанра стал обозначать более широкое понятие, неизменной осталась заметная мрачность в теме и предмете. Как правило, нуар – это тревожная смесь секса и насилия.
Хотя они связаны и часто путаются с крутым криминальным романом, это не одно и то же. И то и другое регулярно происходит на фоне системной и институциональной коррупции. Однако нуар  сосредоточен на главных героях, которые являются либо жертвами, либо подозреваемыми, либо преступниками – часто саморазрушительными. Типичный главный герой нуара вынужден иметь дело с коррумпированной правовой, политической или иной системой, через которую главный герой либо становится жертвой и/или должен стать жертвой других, что приводит к проигрышной ситуации. Отто Пенцлер утверждает, что традиционная криминальная детективная история и история нуара «диаметрально противоположны, с взаимоисключающими философскими предпосылками». В то время как классический частный детектив – на примере творений таких писателей, как Дэшил Хэммет, Рэймонд Чандлер и Микки Спиллейн – может исказить или нарушить закон, это делается главным героем со значимой агентурой в погоне за справедливостью, и хотя не каждое из их дел может иметь счастливое завершение, герой неэтичный выйдет с чистым этическим листом. Нуар работает, с другой стороны, будь то фильмы, романы или короткие рассказы, это экзистенциально-пессимистические истории о людях, включая (или особенно) главных героев, которые серьезно испорчены и морально сомнительны. Тон обычно мрачный и нигилистический, с персонажами, чья жадность, похоть, ревность и отчуждение ведут их по нисходящей спирали, поскольку их планы неизбежно идут наперекосяк… Козни их безжалостной похоти заставят их лгать, воровать, обманывать и даже убивать, поскольку они все больше и больше запутываются в паутине, из которой они никак не могут выбраться.
Автор Меган Эббот описала эти две вещи так:
Крутой криминальный роман отличается от нуара, хотя они часто используются взаимозаменяемо. Общий аргумент состоит в том, что крутые криминальные романы являются продолжением Дикого Запада и пионерских повествований 19-го века. Дикая местность превращается в город, и герой обычно оказывается несколько падшим персонажем, детективом или полицейским. В конце концов, все идет наперекосяк, люди гибнут, но герой поступил правильно или близок к этому, и порядок в определенной степени восстановлен.
Нуар – совсем другое дело. В нуаре все падшие, а правильное и неправильное не имеют четкого определения и, возможно, даже недостижимы.

Эдди Дагган обсуждает различие между нуаром и крутым криминальным романом, утверждая, что «психологическая нестабильность является ключевой характеристикой главных героев нуар-литературы, если не ключевой характеристикой самих нуар-писателей». Аналогичным образом Джонни Темпл, основатель книги Акаши, заметил, что нуар, как правило, составляется «авторами, чьи жизненные обстоятельства часто помещают их в среду, уязвимую для преступлений».

Происхождение жанра

Все началось в 1940-х годах с книги «Невеста носила черное», автор Корнелл Вулрич написал серию из шести несвязанных романов нуар с «черным» в названии, три из которых были адаптированы для фильма в 1940-х гг. Слово «нуар» было использовано Парижским издателем Gallimard в 1945 году в качестве названия для его отпечатка série Noire crime fiction. В англоязычном мире этот термин возник как кинематографический фильм-нуар.  Этот термин снова впервые появился во Франции в 1946 году, хотя он не пользовался широким употреблением до 1970-х годов.
Американским пионером в жанрах крутого криминального романа и нуара считается Джеймс М. Кейн. Другие значимые ранние американские писатели в жанре нуар – Корнелл Вулрич, Джим Томпсон, Гораций Маккой и Дэвид Гудис. В 1950-х годах серия книг в мягкой обложке «Золотая медаль» сыграла важную роль в выпуске нуар- и криминальных романов таких писателей как Чарльз Уильямс, Гил Брюэр, Гарри Уиттингтон, Питер Рабе и Лайонел Уайт, а также Гудис и Томпсон. В 1980-х годах американский издатель Black Lizard переиздал многие из этих работ. Сегодня издательство Akashic Books представляет тщательно продуманную линию антологий нуар-рассказов.
Среди выдающихся европейских авторов этого жанра – Жан-Клод Иззо и Массимо Карлотто. По словам итальянского издателя Сандро Ферри, «Средиземноморский нуар» примечателен своим вниманием к двойственности средиземноморской жизни. Преобладающее видение в романах, относящихся к жанру Средиземноморского нуара, носит пессимистический характер. Авторы и их литературные изобретения смотрят на города Средиземноморья и видят места, которые были разрушены и искажены преступлением. В этих работах всегда присутствует своего рода дуализм. С одной стороны, есть средиземноморский образ жизни – прекрасное вино и изысканная еда, дружба, праздничность, солидарность, голубое небо и прозрачные моря – искусство жизни, доведенное почти до совершенства. С другой стороны, насилие, коррупция, жадность и злоупотребление властью.
Романы в жанре нуар разнообразны. В них можно выделить несколько направлений или сюжетных разновидностей.
Например, истории, прослеживающие тонкую трансформацию из борца с несправедливостью в преступника. 
«Захолустный нуар» как правило с усиленным сексуальным подтекстом. 
Отдельно можно выделить истории-ограбления и истории-погони в которых к саспенсу добавляется динамика, удерживающая читателя с первой строчки до последней.
Истории наемных убийц, в которых отношения героев могут начинаться вполне благополучно, но чем дальше, тем грязнее, порочнее и отвратительнее. 
Некоторые авторы специализируются на главных героях, с которыми читатели могут легко идентифицировать себя. Их истории не столько о героях или антигероях, сколько о простом человеке, который хочет сделать доброе дело и попадает в криминальный переплет. Или наоборот, совершает один маленький некрасивый моральный поступок, который снежным комом тянет за собой последующие обстоятельства. Это могут быть маленькая ложь, предательство или согласие заняться проституцией разок, только чтоб решить острые финансовые проблемы. Надо ли говорить, что заканчивается это всегда плохо.
В мире нуара нельзя доверять никому, особенно женщинам. Они циничны, изворотливы, порочны. Часто вступают в сговор с коррумпированными полицейскими. 
Кроме того, часто встречаются истории про обычных неудачников или алкоголиков, попадающих под колеса криминала случайно или по глупости. Это маленькие слабые люди, которым нечего противопоставить системе. Их перемалывает в человеческий фарш.
А есть истории про очень амбициозных, но при этом глупых людей, которых желание пустить пыль в глаза заводит в ситуации, из которых они не могут выбраться самостоятельно.
Очень распространена формула – «криминальный авторитет сражается, чтобы сохранить свою преступную империю». И это далеко не все, но самые распространенные сюжетные разновидности. Часто в романе сочетаются несколько вышеуказанных сюжетных ходов.
Объединяет их одно – герои совершают самую страшную ошибку в своей жизни.
Читать произведения в жанре нуар одновременно легко и сложно. Они динамичны, лаконичны, увлекательны, но при этом морально тяжелы. Наверное, кто-то может сказать, что они поучительны. В этом их несомненная социальная значимость.
Говоря о нуаре в литературе, принято называть американских писателей, родоначальников жанра, и тех, кто писал в серию «Золотая медаль». Но американский нуар так и останется для российского читателя экзотической историей, произошедшей где-то там в далекой Америке. Если же вы хотите катарсиса, да так, чтоб захватывало дыхание, нужно читать российских авторов, потому что в этих текстах вы погружаетесь в знакомую действительность обшарпанных подъездов, узнаваемых алкашей и органов правопорядка. Именно это узнавание дает эффект присутствия и усиливает эмоциональное напряжение в разы. Для знакомства с жанром хотел бы предложить собственные повести «Чтобы ты сдохла, Ксюша» и «Хранители голоса«.

Поделиться с друзьями