Как преодолеть страх чистого листа

Каждый автор, в той или иной мере, знаком с боязнью чистого листа. Когда уже сформировалась идея произведения, или, даже, когда уже есть чёткий план и осталось лишь техническая часть – написать. И вот, автор садится, создаёт новый документ, открывает его и…

Перед ним девственно чистый лист. Максимум в нём написано «Глава 1» или «Пролог». В голове есть идея, есть понимание, о чём писать… но с чего начать?

Как вы можете понимать, из количества произведений, написанных мною, я тоже сталкивался с этой проблемой. Скажу честно – много раз сталкивался. Не всегда, когда я сажусь за какое-либо произведение, у меня возникает боязнь чистого листа. Далеко не всегда. Но, как говорится, раз в год и палка стреляет.

Ещё в Литературном институте один из преподавателей нам советовал в таких случаях просто начинать писать. О чём угодно. О погоде за окном, о последней пьянке, о мечтах на будущее. Неважно о чём начинать писать, главное – начинать. А потом мозг примется работать и писатель переходит на свою историю. Все первоначальные строки «о погоде», соответственно, удаляются.

Я пробовал эту методику. Работает, но плохо. Во-первых, довольно долго происходит «расписывание», во-вторых, чтобы описать погоду за окном, тоже надо прилагать усилия и бороться с боязнью чистого листа.

Однако, испробовав эту методику, я, неожиданно для себя, её чуть усовершенствовал и, как оказалось, усовершенствованная методика работает намного лучше.

Самое главное, что писателю требуется в момент боязни чистого листа – заставить мозг работать. Причём сделать это требуется как можно быстрее.

Именно такие требования были лично у меня.

Теперь, если я сажусь за новое произведение и понимаю, что столкнулся с боязнью чистого листа, то сразу же начинаю писать. Всегда одну и ту же фразу: «Короче, блять, история начинается с того»…

А дальше происходит чудо! История начинается!

Я пробовал с разными фразами. С матом и без. Остановился именно на этом варианте. Объясню почему.

Во-первых – вы начинаете писать.

Во-вторых – совершенно разговорное начало «Короче», частенько используемое многими-многими в устной речи, упрощает мозгу работу.

В-третьих – мат в литературе лично я не приветствую, и, наличие матерного слова в тексте, это дополнительная встряска для мозга.

В-четвёртых – пусть и на подсознательном уровне, эта фраза задаёт вопрос, с чего же начинается история.

Естественно, что после написания одного-двух абзацев начало редактируется, а первая фраза безвозвратно удаляется.

После этого писатель остаётся с текстом один на один. Заметьте – уже с текстом!

Поделиться с друзьями