Как стать писателем сегодня

О том, стоит ли становиться писателем, я уже писал здесь.

В этой же статье хочу поговорить о том, как стать писателем.

Новый цифровой мир диктует свои законы, создаёт новые правила. Многие сферы жизни медленно, но верно трансформировались под действием цифровизации не только общества – всего мира.

Не стала исключением и литература. Полтора-два десятилетия назад, чтобы называться писателем, требовались произведения, опубликованные на бумажных носителях, а в «этих ваших интернетах» публиковались, по мнению большинства, лишь отвергнутые издательствами графоманы. Цифровая трансформация мира внесла серьёзные коррективы и в книжную отрасль. Теперь основную прибыль писателям дают как раз электронные и аудиокниги, распространяемые через Интернет. При этом на бумаге у огромного количества авторов, живущих «с пера», книг либо нет вовсе, либо их малое количество, выпущенное небольшими тиражами. Стоит учитывать ещё один любопытный факт – подавляющее большинство печатных художественных книг в современном книжном мире не переиздаются. Как видно, основной заработок не всех, но многих современных писателей поступает как раз из Интернета.

Цифровизация книжной отрасли дала ей огромный скачок. Более не нужно отправлять рукопись в издательство, месяцами ждать ответ, подходит ли она. А чаще всего и вовсе не дождаться никакого ответа, ведь издательства начинали беседу лишь с теми авторами, в чьих книгах были заинтересованы. Цифровизация позволяет буквально в пару-тройку кликов выложить рукопись на популярные литературные площадки, где их будут читать и даже покупать.

Казалось бы – вот он литературный рай!

Литературный рай

Однако не всё так просто и радужно, как кажется на первый взгляд. В этом литературном раю множество своих чёрных дыр, о которых начинающему автору определённо следует знать.

Цифровая простота публикации повлияла таким образом, что авторов стало несоизмеримо больше, нежели их было в печатную эпоху. Попросту исчез редакторско-издательский фильтр. Теперь решение об издании принимает исключительно сам автор, а он, как всякому понятно, считает, что его мысли самые лучшие и обязаны быть не только прочитаны, но и по достоинству оценены. Отсюда следует, что авторов стало резко много, а читателей осталось прежнее количество. Конкуренция за читателя серьёзно увеличилась. Вдобавок её увеличил тот факт, что электронная книга имеет бесконечное количество тиража, в отличие от бумажной, которую ещё необходимо найти, чтобы прочитать. Да и не могло быть раньше в одном магазине, одновременно, чуть ли не девяносто процентов всей мировой литературы. В цифровом мире подобный ассортимент банальная реальность. Теперь девяносто процентов мировой литературы можно иметь даже в телефоне.

Новой книге в сегодняшнем мире приходится конкурировать не только со всеми сразу бестселлерами прошлого, но и с огромным количеством современных книг. Писатели, у которых есть ещё и талант рекламщика, вовсю применяют последний, провоцируя читателя на покупки именно их книг. И рекламирующихся авторов не десяток, и не сотня – таких авторов большинство. То есть конкуренция наступает уже среди тех, кто себя рекламирует, а те писатели, кто надеются на талант и качество текста, с вероятностью в сто процентов остаются за бортом литературного мира.

Что писать

Сама реклама книг тоже имеет существенный нюанс – если книга написана в непопулярном жанре, то реклама практически не имеет смысла, потому что никогда не окупится.

Говоря простыми словами, писать то, что хочется и рекламироваться – уже не работает. Успех будут иметь лишь произведения в тех жанрах, которые популярны у читателей. Здесь новому автору не следует смотреть на популярных писателей, тыкать в них пальцем и говорить, что «они-то пишут в этих жанрах». Чаще всего эти писатели начинали творческую карьеру в другое литературное время, когда действовали иные правила и законы. Они едут на той же волне, на которой поднялись. Новичкам на эту волну уже никогда не взобраться.

Книги бесплатно

Интересная особенность заключается в том, что бывают авторы, которые по тем или иным причинам желают распространять книги бесплатно, рассчитывая, что тогда уж они точно будут читаться. Следует упомянуть, что из-за цифровизации отрасли таких книг стало тоже крайне много. Не пиратских, нет. Именно легально бесплатных, чьи авторы целенаправленно не желают брать за свой труд деньги. Поэтому затеряться в этом море бесплатной литературы ещё проще, нежели в платной, ведь рекламные бюджеты нулевые, а психология человека такова, что он не ценит того, за что не надо платить.

Как стать писателем сегодня, в цифровом мире?

И надо ли становиться писателем сегодня? Стоит ли быть автором в новом цифровом мире?

Хорошие вопросы, на которые нет однозначного ответа. Каждый должен решить для себя, готов ли он большую часть времени тратить не на создание книг, а на рекламу предыдущих? Готов ли, при необходимости, писать не то, что хочется, а в угоду публике? Готов ли заниматься работой, а не литературным трудом? Или он готов прозябать в безвестности свободным художником? Существует, конечно, и третий путь – путь везения. Когда написанная книга, вдруг, совершенно неожиданно, начинает продаваться сама и возносит автора на вершину литературного Олимпа. Каждому хочется стать именно таким автором, но в реальности выиграть крупную сумму в лотерею намного проще, чем поймать подобную удачу за хвост. В такую удачу можно верить, но на неё категорически нельзя рассчитывать.

Итоги

Как стать писателем в современном литературном мире, где парадигмы работы сместились в сторону рекламы и продвижения? Как стать писателем в мире, где часто и многим приходится писать не то, что хочется, а то, что продаётся?

Ответ, на самом деле, банален. Нужно ли оно вам вообще, это писательство? Об этом стоит очень-очень хорошо подумать, перед тем, как двигаться в путь. Выкинуть из головы различные мифы с иллюзиями и приготовиться долго и упорно, годами, а то и десятилетиями, сражаться за место под литературным солнцем.

Поделиться с друзьями