Я абсолютный приверженец того, что герои, которые ведут автора, заведут его, в итоге, в такие дебри, где волки гадить боятся.
При этом я считаю, что герои реально могут вести за собой автора.
Как эти два диаметрально противоречивых мнения могут сочетаться? Читайте дальше – станет понятно.
Герои не могут вести автора за собой
Моя уверенность, что герои не могут вести автора за собой, возникла не на пустом месте, а сформирована довольно негативным опытом. В 2007-ом году я сел писать роман «Адам и Ева проклятого мира». Подробнее о создании этого текста я уже писал. Здесь. В этой заметке скажу лишь вкратце, что я придумал начало, а потом решил, как настоящий писатель, следовать за своими героями.
Я тогда ещё не знал, что настоящие писатели, как раз прекрасно знают, что и когда их герои должны сделать и куда в итоге прийти. Кто-то, как я, пишет подробный план. Другой лишь набрасывает ключевые повороты сюжета. Отдельные авторы вообще ничего не пишут, а всё держат в голове. У каждого, на самом деле, свой, удобный для него, стиль работы. Однако этот стиль именно что вырабатывается в процессе создания текстов.
«Адам и Ева проклятого мира» – моя первая крупная работа, которую я в 2007-ом году не закончил как раз потому, что герои вели меня. Они меня вели-вели, да так и не вывели. Я увидел этот факт лишь спустя десять с лишним лет, когда всё же взялся отредактировать это произведение. Тогда же увидел, чем опасно следование за героями:
- Провисаниями сюжета, когда герои долго не могут ничего внятного сделать для продолжения действия, а занимаются какой-то бессмысленной чепухой.
- Сюжетными глупостями, когда герою, чтобы выбраться из передряги, нужен супер-пупер-мега-бластер, который, оказывается, лежит в ближайшем ящике. Это явление ещё называют «роялем в кустах» и «мэрисьюшностью».
- Слитый конец нередкий спутник следования за героями, потому что автору уже надоедает за ними идти, в голове новые идеи и он как-нибудь, по-быстренькому, завершает текст.
В итоге почти через полтора десятилетия мне пришлось хорошенько перерабатывать первоначальный текст «Адама и Евы проклятого мира», чтобы убрать все те глупости, которые получились из-за следования за героями.
Чтобы этого не допустить, текст необходимо изначально продумать. Автор должен чётко знать своих героев, их желания, возможности, а так же ясно видеть конец книги, к чему его герои идут.
Автор может следовать за героями
При этом я уверен и в обратном – автор может следовать за героями. В продуманном плане текста по ходу написания могут придуматься какие-то интересные повороты сюжета, в которые увлекут герои. Почему за ними иногда и не сходить, если это только улучшает текст?
Однако по-настоящему, как мне кажется, за героями можно идти от книги к книге. Нечто похожее у меня случилось в серии «Мир Евы», где каждая отдельная книга была продумана, но полная картинка оставалась точно в тумане. Подробнее о том, как создавалась эта серия книг, написано здесь. В этой же статье поясню лишь кратко.
Первая книга «Выбор Евы» была изначально продумана и написана по плану. Она завершалась как бы посередине, и на многие загадки, появившиеся в ней, я сам не знал ответа.
Затем точно также, как и первая часть, продумывалась вторая часть – «Путь Евы». Я не знал, что будет с героями в последующих частях, но точно знал, что случится во второй.
В третьей части – «Правда Евы» – история повторилась. Если быть точнее, то завершилась. Однако перед тем, как было написано первое слово, я уже знал, чем всё закончится.
При написании всей серии я как бы и шёл за героями, и вёл их одновременно. По отдельно взятой книге – вёл. По всей серии – шёл за героями.
Поэтому, как мне кажется, за героями идти можно – в отдельных случаях и в отдельных ситуациях. В общем и целом – автор на то и автор, чтобы контролировать то, что он создаёт. Выхлёстывать же на чистый лист поток сознания умеет и нейросеть никаким сознанием не обладающая. Об этом я тоже писал. Здесь.
А вот я (мой знакомый, какой-то автор) написал роман, следуя за героями
На самом деле такое вполне себе может быть. Не просто «может быть», а случается сплошь и рядом чуть ли ни ежедневно.
Новички, зачастую, именно так и пишут. Имеют по итогу провисающий сюжет, рояли в кустах и слитый конец.
Даже некоторые опытные авторы так пишут – если пишут исключительно приключенческий роман, или ЛитРПГ, либо простенький фантастический боевик. Нет ничего проще, чем наматывать приключенчески-боевое событие на приключенчески-боевое событие. Сам пробовал. Серия книг «Наследие инопланетян» мною написан именно так – без какого-либо плана, я просто шёл за героем.
Когда сюжет элементарный, а жанр располагает, то следовать за героями проще простого – банально на каждой странице ставишь перед ними препятствие, которое они должны преодолеть. Преодолели? Молодцы! А вот вам и следующее препятствие. И так, пока не надоест писать. Потом придумать достойный финал и вуаля – книга готова!
Поэтому каждый результат стоит оценивать отдельно. Если у кого-то получилось, то необходимо ещё смотреть – что именно там получилось.
Кстати, нельзя исключать и фактор везения, когда просто следуя за героями, у некоторых авторов получаются действительно стоящие вещи. В мире литературы, на самом деле, нет правил. Если быть точнее, то любое из существующих правил можно и нужно нарушить, если текст от этого выиграет.
Вместо итога
Существует большая разница – можно ли следовать за героями, и нужно ли за ними следовать.
Можно?
Конечно, можно! Кто ж автору запретит писать так, как ему хочется?!
Нужно ли следовать за героями?
Если сугубо жанровая литература, где требуются исключительно приключения, то можно и следовать – приключения придумывать легко. Нелегко их потом натянуть на какую-то внятную идею, кроме банальной до зубовного скрежета, банальной до икоты «борьбы добра со злом».
Если же автору хочется создать действительно стоящее произведение, то, как мне кажется, первое, чего нельзя делать – это надеяться, что герои куда-то выведут. Может, выведут. А, может, наоборот – заведут. Для качественного текста автор всегда изначально продумывает сюжет, его ключевые повороты и, в особенности, конец, то есть куда конкретно должен прийти герой.