Профессия – писатель

Профессия писателя овеяна множеством мифов и легенд, в которых начинающему творцу довольно трудно отделить зёрна от плевел.

В первую очередь данная статья будет полезна тем, кто лишь собирается начать свою творческую деятельность на литературной ниве.

Стоит ли учиться на писателя

Вопрос довольно животрепещущий и противоречивый. Множество, как противников, так и приверженцев обучению писательству. Если с профессией архитектора, например, всё понятно, то с писателем не так всё однозначно. Архитектор-самоучка может построить только сарай. Максимум небольшой домик. Профессиональные архитекторы строят небоскрёбы. Поэтому самоучек среди архитекторов крайне мало, а те, которые есть, как-то и не претендуют, чтобы их считали архитекторами.

С писателями всё намного сложнее. В истории полно примеров, когда математик, врач или иной, далёкий от литературы, специалист начинал писать художественную прозу и добивался значительных результатов.

Тут стоит учитывать, что вряд ли человек никогда книг не читавший вдруг взял и написал бестселлер. То есть чтение книг должно быть вашим «вторым я», желательно с детства. Второе – общий уровень образования должен быть на высоте. Третье – это попросту везение. Без него в творчестве совсем никуда. В-четвёртых, всё равно придётся учиться, но уже на своих ошибках.

Впрочем, если изначально начать учиться писательскому мастерству, то первые три пункта всё равно имеют место быть.

Сколько зарабатывают писатели

Это второй пункт, который волнует новичков. Особенно когда они посмотрят на Роулинг и прочих Кингов. В этом вопросе разброс огромный. От ноля до прямо неприличных сумм. При этом суммы заработка зависят от многих факторов.

Первое – что вы пишете.

Заметьте не «как хорошо вы пишите», а именно «что вы пишете». Есть популярные жанры. Они, время от времени, меняются. Вот если писать строго в этих жанрах, обладая достаточной осведомлённостью об их характеристиках, то можно зарабатывать в десятки раз больше, нежели на среднестатистической работе. Такая творческая деятельность, лишь на первый взгляд, кажется простой. Если вас так и тянет писать в этих жанрах, то вам уже повезло. Можно особо и не учиться. Просто почитать три-четыре десятка книг из этого жанра и вперёд – за клавиатуру. Если же вас тянет на создание чего-то иного, будьте готовы… да ко всему будьте готовы. Скорее всего, ваши книги очень долго не будут никем замечены. Может даже никогда. Получать вы с них будете копейки. В этом случае, помимо создания литературных произведений, вам придётся всеми мыслимыми и немыслимыми путями продвигать своё имя (или псевдоним), как бренд.

Именно по второму пути иду я.

Я пробовал писать книги в популярном жанре, но быстро понял, что это попросту издевательство над собственным творческим началом. Очень быстро такое творчество превращается в монотонную, скучную и отвратную работу. Так и хочется всё бросить и пойти работать даже грузчиком, но только не писать. Вдохновение не любит, когда им пытаются манипулировать.

Путь бренда невероятно тяжёл, так как читатели очень неохотно принимают новый продукт. Но именно этот путь, может быть, когда-нибудь, сможет принести серьёзные деньги. Пописывая в популярных жанрах, вы можете заработать сегодня. Если же раскрутите собственный бренд, то сможете зарабатывать всегда. Даже когда вообще бросите писать. Для меня ещё одним существенным плюсом этого способа является то, что я могу писать что угодно, в какой угодно форме и в каких угодно жанрах. Если сегодня я написал мистическую повесть, то завтра могу написать книгу в жанре нон-фикшн. Для меня важна свобода самовыражения, но цена этого – раскрутка собственного бренда, что, повторюсь, тяжело.

Каким идти путём – решать только вам. Есть писатели, которые могут легко перестраиваться, но большинство выгорают при написании в популярных жанрах, в попытке угнаться за деньгами. Если к популярным жанрам у вас и так лежит душа, то вы достаточно быстро начнёте зарабатывать. Только не стоит забывать, что на пятки каждую минуту будут наступать такие же погонщики быстрого счастья. И, если сегодня вы на коне, то завтра аудитория с лёгкостью от вас отвернётся, переключившись на другого популярного в жанре писателя.

Если копнуть в историю литературы, то можно увидеть ещё одну интересную закономерность. В каждую эпоху существовали какие-то популярные жанры и литературные течения. Однако громкими стали лишь те имена, которые шли своим путём (в наше время это называется «создать писательский бренд»). Подавляющее большинство жанровиков вообще скрылось из истории литературы. Самые-самые популярные из них остались лишь в упоминаниях, в учебниках, по которым преподают на филфаках.

Трижды задумайтесь, какой дорогой идти.

Сколько нужно написать, чтобы стать писателем

Теоретически – один, пусть даже крохотный, рассказ. Самого себя писателем можно начать называть хоть сегодня. Когда вас назовут писателем? Может случиться, что и никогда. При этом, чем знаменитее вы будете становиться, тем больше вам в спину будет раздаваться «графоман». Как это ни удивительно, но чем известнее писатель, тем больше его кличут графоманом. В сети можно много найти терминов и определений данного выражения. По факту все они неверны. Здесь, как и с учёбой писательству, всё очень-очень непросто.

Чаще всего «графоман» расшифровывается, как человек с большой тягой к написанию текстов и отсутствием таланта.

Но так ли это?

Если исходить из этого определения, то многих жанровых писателей можно назвать графоманами. Особенно учитывая, что сюжеты и герои там очень часто схожи. Нередко бывает, что и грамотность хромает на обе ноги, образность нулевая, идей либо нет, либо высосаны из пальца. Однако ж этих писателей читают. Получается, люди больше любят графоманов, нежели серьёзных писателей? Какая-то неувязочка, чувствуете?

Может быть, тогда стоит назвать графоманами тех, кого не читают?

Опять же – нет. Открываешь, бывает, книгу никому неизвестного автора, а там… Да от неё оторваться невозможно! Просто она неформат, не попадает ни в какой жанр. А сам писатель попросту не озадачился созданием собственного бренда. Или не решился на этот шаг.

Так кого ж тогда правильнее будет назвать графоманом?

Для себя я понял такую обыкновенную истину графоман=дурак. Не в том смысле, что это одно и то же, а в том, что в обычной жизни вас обязательно, хоть раз, но называли дураком. Каким бы умным и замечательным ни был человек, но дураком его в жизни обязательно называли. Точно такая же история со словом «графоман». Как бы писатель ни старался, что бы ни написал, а попрёка в графомании ему не избежать. Всем мил не будешь. Кому-то ваше творчество обязательно не понравится, и он обзовёт вас графоманом.

Могу уверить, с ростом популярности вас обязательно будут звать графоманом. Чем выше будет популярность, тем чаще вы будете слышать это выражение в свой адрес.

Теперь вернёмся к тому, сколько нужно писать. Много. Это как с вождением автомобиля. Изучив вдоль и поперёк ПДД, водить не научишься. Надо садиться за руль и крутить баранку. Чем больше вы будете водить, тем вы лучше будете ездить. Так же и с написанием книг. Так что писать надо много. Очень много. Чем больше – тем лучше.

Вместо послесловия

Писательство – тяжёлый труд.

В случае построения собственного бренда могут потребоваться десятилетия для достижения каких-то значимых результатов.

В случае написания книг в заданном жанре вы можете за пару месяцев остаться без поклонников и без привычного дохода. Вы можете попросту чуть отклониться от жанра, придумать «не так», или популярный жанр попросту изменится, а вы в него не впишитесь. Запал может попросту закончиться, то есть вы «перегорите». Всё вышеописанное случается постоянно. Просто откройте какую-нибудь жанровую серию пятнадцатилетней давности и посмотрите имена. Девяносто процентов этих людей уже не найти на литературных просторах.

Вы действительно готовы стать писателем? Не стоит начинать этот путь, если вы не готовы пройти его до конца.

А напоследок запомните – настоящий писатель дьявольски трудолюбив.

Поделиться с друзьями