Сервантес и Дон Кихот

Говорят, что материал для книг авторы берут из жизни. Я сам пишу (на момент написания этой статьи у меня готовы девять романов и два сборника рассказов), но на своём примере рассматривать данный вопрос мне кажется не лучшей идеей. Поэтому возьму классика – Мигеля де Сервантеса (имя Сааведра он добавил себе позже, так как оно принадлежало знатным и уважаемым дальним родственникам). На его примере попытаюсь выяснить и показать, откуда писатели берут материал.

Об авторе Дон Кихота написаны уже гигабайты биографии. Поэтому повторять в этой статье всё, что можно и так найти, я не буду. Обращусь лишь к тем фактам биографии, которые нашли место в самом известном рыцарском романе.

Вероятно, никому из классиков литературы не выпадало настолько тяжкой доли, какая досталась Сервантесу. Многие писатели жили в бедности, были военными, имели ранения, но на долю Сервантеса выпало столько жизненных приключений, что он мог бы написать остросюжетный, полностью автобиографический роман.

О ранних годах и юности Сервантеса сохранились крайне скудные данные, но это упущение историков, нежели задумка самого писателя. О детстве и родителях своего героя автор также не оставил сведений.

Родился Сервантес 29 сентября 1547 года в семье идальго Родриго Сервантеса. Его отец занимался зазорным для дворянина делом – был лекарем. В поисках работы семья Сервантеса часто перебиралась с места на место.

Неоспоримым является тот факт, что главного героя Сервантес сделал подобным себе, то есть идальго – обедневшим дворянином, лишённым состояния, синьорий, права юрисдикции и высоких общественных постов. При этом дед писателя, Хуан, был богатым человеком и занимал серьёзный пост в Андалусии.

Ещё одно сходство между автором и его персонажем – это бедность. Бедность стала извечной спутницей Сервантеса. Вероятно, именно бедность виновна в том, что весь мир уже несколько веков восхищается одним из лучших романов Ренессанса. Автор Дон Кихота был действительно беден, но этот факт нисколько не помешал ему обогатить литературу.

Есть неподтверждённые сведения, что Сервантес учился в университете. О своём же герое, Сервантес упоминает лишь то, что перед началом повествования тот читал много рыцарских романов. Однако рассуждения Дон Кихота, которыми он сыплет почти в каждой главе, наводят на мысли, что Сервантес предполагал у своего героя достаточно хорошее, на тот момент, образование.

В 1570 году Сервантес поступает на военную службу, которая в те времена считается почётной.

Так как на момент повествования Дон Кихоту идёт пятый десяток, то, следовательно, до этого же он чем-то занимался? Но автор оставляет это в тайне. Однако Дон Кихот берёт оружие и отправляется на подвиги, что свидетельствует о его знании боя и оружия. Но этот факт оспорим, так как в те времена лишь женщины, да грудные дети не умели обращаться с оружием.

Седьмого октября 1571 года Сервантес участвует в битве при Лепанто, где получает три ранения. Одна из ран навсегда перечеркивает его военную карьеру. У Сервантеса отнимается левая рука. Но, может этот факт как раз и позволяет нам сегодня наслаждаться «хитроумным идальго»? Ведь неизвестно, как сложилась бы жизнь Сервантеса, не получи он этого ранения. Каких высот он достиг бы на военной службе, ведь все современники единогласно отмечали его доблесть. А могло всё сложиться и абсолютно по-другому. Сервантеса бы попросту убили, и мир бы даже не представлял, что где-то по задворкам уже умершего сознания бродит бесстрашный Рыцарь Печального образа.

Однако ранение, перечеркнувшее Сервантесу полжизни, создаёт в его произведении правдоподобные образы. Сервантес беспощадно наносит увечья своему герою, сам прекрасно представляя, что такое боль. При чтении так и кажется, что если Дон Кихота не убили в этой главе, то в следующей его обязательно убьют, а если не убьют, то нанесут травмы, не сопоставимые с дальнейшим рыцарством. Однако Дон Кихот продолжает рыцарствовать, несмотря на выбитые зубы и побои, кои подсчитать практически невозможно. Отмеченную современниками доблесть Сервантес предоставляет в неограниченное пользование своему персонажу. Дон Кихот бесстрашно идёт на великанов, то есть ветряные мельницы, соглашается плыть в Алжир, оплот работорговли, в одиночку выступает против войска, пусть и не знает что это всего лишь стадо баранов. На всём протяжении достаточно немаленького романа Дон Кихот проявляет доблесть и бесстрашие, которые никто из других персонажей так и не оценил. Что прямо перекликается и с самой жизнью автора.

На этом, как известно, злоключения молодого Сервантеса не заканчиваются. Заручившись письмами брата короля и вице-короля Неаполя, Сервантес отплывает в Испанию. По дороге он попадает в сильный шторм, а после его корабль захватывают алжирские корсары. Первый его хозяин, увидев эти письма, принимает Сервантеса за знатную особу и назначает такой выкуп, который семья Сервантеса собрать не может. И автор Дон Кихота проводит пять лет в плену. Оттуда он совершает четыре неудачных побега. И только по прошествии пяти лет его, наконец, выкупают.

Плен у арабов Сервантес достаточно подробно внёс в свою книгу. Этому факту биографии автор выделил особое место. Ни одна вставная новелла не отличается той живостью, с которой передан рассказ пленника. Даже если не знать биографию Сервантеса, напрашивается вывод, что автор понимает, о чём пишет. Безусловно, плен у арабов произвёл на писателя неизгладимое впечатление. Это видно не только по тридцать девятой, сороковой и сорок первой главам Дон Кихота, но и по повестям и комедиям.

После возвращения из плена Сервантес долгое время, до смерти, боролся с бедностью. Работал, попадал в тюрьму, женился. Войну с бедностью Сервантес проиграл. Собственно как и его герой не смог выпрямить всю кривду и помочь всем обиженным. Дон Кихот безуспешно странствует, пытаясь помочь людям, а Сервантес переезжает с места на место, стараясь заработать на жизнь.

Дальнейшая жизнь Сервантеса не сильно перекликается с жизнью его героя. Но стоит отметить тот факт, что после смерти брата, у Сервантеса на попечении остаётся племянница. Дон Кихот как раз начинается с описания быта некоего идальго. Вскоре после чего узнаётся, что у этого идальго на попечении содержится племянница. Можно было б считать вымыслом, либо вообще не заострять внимание на данном аспекте, не говори он так красноречиво о жизни самого Сервантеса.

В 1587 году Сервантеса назначают на должность комиссара по закупкам провианта для Непобедимой армады. Пятнадцать лет он колесит по стране, скупая продовольствие. Вероятнее всего, именно в то время, пусть на подсознательном уровне, в его голове зреет Дон Кихот. Ведь начавшись с осмеяния рыцарских романов, он переходит в разряд описания народной жизни, коей Сервантес насмотрелся вдоволь.

Как известно, вскоре после выхода первой части «Хитроумного идальго» появился подложный Дон Кихот. Его автор, Авельянеда, высмеял не только героев, но и самого Сервантеса. За что и прославился в веках. Сервантес резко отвечает Авельянеде на страницах всего романа, причём не только авторским текстом, но и словами главного героя. Не единожды Рыцарь Печального Образа восклицает: «Этого не может быть! Я никогда не совершал такие поступки!».

Стоит отметить ещё один факт, который, безусловно, должен иметь место при сопоставлении Сервантеса с Дон Кихотом. Как известно из повествования, Алонсо Кихано прочёл все рыцарские романы, лишь после этого отправился на подвиги. Он много о них рассуждает и приводит бесчисленное множество примеров, как какой-либо из рыцарей поступал в тех или иных случаях. Такие рассуждения Дон Кихота наводят на мысль, что Сервантес и сам любил почитать подобные романы. История об этом замалчивает, собственно как и сам автор. Но, видимо, при чтении очередного романа у Сервантеса появилось стойкое отвращение к однообразию и шаблонности этих повествований.

Последнее сходство, возникшее не по воле автора, состоит в смерти. К сожалению, Сервантес умер в бедности, как и его герой. Различие состоит в том, что у Дон Кихота были средства на похороны. У Сервантеса нет – поэтому могила писателя утеряна в веках.

Различие жизненных обстоятельств у Сервантеса и Дон Кихота настолько велико, насколько обыденным является различие жизненных обстоятельств между автором и его героем. Даже в автобиографических повестях (например, Л. Толстой «Детство», И. Бунин «Жизнь Арсеньева»), жизненные обстоятельства авторов и их героев различаются, что говорить о персонаже, который от начала до конца выдуман?

Конечно же Сервантес никогда не представлял себя странствующим рыцарем, конечно же не попадал в глупые ситуации, в кои Дон Кихот попадал даже по нескольку раз на день, никогда не лазил в пещеру Монтесиноса и никогда не влюблялся в Дульсинею Тобосскую (хотя здесь нет ни подтверждений, ни опровержений).

Столь большая разница между Мигелем де Сервантесом и Алонсо Кихано как раз и должна быть. Наоборот странно, если б она отсутствовала, ведь нигде и никогда не говорилось, что «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» написан как автобиографическая книга. Автор вложил в своего героя ровно столько, сколько требовалось вложить – частицу себя. Лишь отдельные части биографии, которые взбудоражили жизнь Мигеля де Сервантеса, он осознанно или нет, присовокупил к чертам собственного персонажа, создав образ настолько правдивый, насколько и вымышленный. Может, именно благодаря жизненным обстоятельствам Сервантеса, которые нашли место в биографии его персонажа, Дон Кихот странствует и, можно уже с уверенностью сказать, будет ещё долго-долго странствовать по миру, совершая свои безумства.

Можно сделать вывод, что Сервантес львиную долю «Хитроумного идальго» взял из окружающей и собственной жизни. Безусловно, лишь бесконечные разъезды позволили ему написать роман, где всё действие происходит в движении, в переезде с места на место (исключая главы, когда Дон Кихот находился у герцога). Лишь огромный жизненный опыт, да частичка собственной биографии позволили Сервантесу создать непревзойдённое по силе произведение с непревзойдённым по неповторимости героем.

Поделиться с друзьями