Не так давно сетевая литература была синонимом «графомань лютая», а назвать человека «сетевым писателем» было всё равно, что оскорбить его. Отчасти так и было, ведь издательства выступали неким фильтром между авторами и читателями, а всё, что не прошло этот фильтр, выливалось в Интернет. Тогда ещё немногочисленный. Это и называлось сетевой литературой.
 
С тех пор прошло много времени, многое в нашей жизни изменилось, но понятие «сетевая литература» для кого-то так и осталось прежним. Хотя сама сетевая литература претерпела значительные изменения.
 
В течение непродолжительного времени Интернет достаточно быстро захватил наш мир. Уже многие и многие не представляют свою жизнь без сети. Для большого количества людей Интернет стал синонимом «цивилизации», так же, как горячая вода из крана или туалет со смывом. Если в начале своего триумфального шествия по планете Интернет был доступен лишь избранным и любопытным, то сегодня он доступен абсолютно всем. Поэтому когда-то можно было плевать с высокой колокольни на то, какая литература появляется «в тех интернетах». Доля и значимость сетевой литературы была настолько мала, что на неё не обращали серьёзного внимания.
 
Сегодня же ситуация в корне изменилась.
 
Если в доинтернетовскую эпоху издательства могли взять на себя роль фильтра, могли рискнуть, выпустив какого-нибудь нового писателя, то сегодня такое уже практически невозможно. Наступила эпоха микротиражей, а бумажная книга стала неким фетишем, или выбором избранных. Любой риск издательства может обернуться большими потерями, а на такое, естественно, никто не пойдёт. При этом даже нет смысла рисковать, ведь подавляющее большинство читателей уже склоняются к электронному варианту (подробнее об этом я писал здесь).
 
Первым пристальное внимание на сетевую литературу обратил как раз массовый читатель ввиду её бесплатности (на тот момент) и наличия большего жанрового выбора, нежели предоставляют издательства. К тому же многие известные писатели сами выкладывали ещё не опубликованные на бумаге произведения в сеть, чем создали дополнительные условия для перехода читающих людей на электронные книги. В итоге внимание на сетевую литературу обратили и издатели. Вначале робко, прощупывая почву, публикуя лишь те из книг, которые действительно были хороши, но остались незамеченными для издательских портфелей. Дело постепенно становилось на поток, потому что авторы активно раскручивали сами себя, а издательствам оставалось находить тех, чьи книги продаются и печатать их. Частично был снят вопрос с «фильтром». Зачем вкладываться и рисковать, если можно взять гарантированно популярного автора? Ведь не стоит забывать, что при удачных продажах прибыль издательства достаточно маленькая (при нынешних тиражах), зато при неудачных продажах появятся громадные убытки.
 
Тем временем количество людей, которые читают с ридеров, телефонов и планшетов, неуклонно росло, соответственно бумажных книг они стали покупать меньше, либо перестали их покупать вовсе. Поэтому на данный момент мы видим совершенно удручающую картину с бумажными книгами – крупные издательства за свой счёт выпускают лишь книги известных писателей, либо серии книг, куда надо чётко вписываться – и сюда, как раз в последнее время отбирают произведения из сети. Издание любой другой художественной книги возможно только за счёт автора. Издательства поменьше вообще за свои деньги ничего не выпускают – только за счёт авторов, либо по технологии «печать по требованию».
 
В новых авторов теперь не будет вкладываться ни одно издательство. Зачем, если можно взять гарантированно популярного автора из интернета и опубликовать его книги? Большинство книг и авторов, выпускаемых сегодня издательствами, пришли как раз из сети – многие издательства не стесняются писать об этом прямо на обложках. Если же на обложке не написано, то можно самостоятельно поискать в Интернете и, скорее всего, у этого автора уже будет своя аудитория.
 
Но ведь и писатели стали умнее. Что по факту делает сегодня издательство? Выкупает права на продажу книги за смешные деньги. После выпускает книгу минимальным тиражом, который годами валяется на полках магазинов, и сразу же начинает продавать электронку.
 
При этом выпущенная книга часто не проходит даже минимальную корректуру и редактуру, о чём говорит множество ошибок и опечаток, разбросанных по текстам. Как автор сумел вычитать – так книга и выпускается.
 
У любого писателя может возникнуть вопрос: а почему я самостоятельно не могу этого сделать?! Даже наметилась интересная тенденция ухода писателей из издательств, когда более-менее известные авторы решают продавать свои книги сами, без посредников в лице издательств. Тыкать пальцем не буду, так как не культурно. Данную информацию и так можно найти в сети. Даже появилось новое определение «Независимый автор».
 
В итоге, что мы имеем на сегодняшний момент? Что же такое сетевая литература? Как мы видим, она довольно успешно отвоевала себе место под солнцем. Это полноценный участник литературного процесса. Множество издательств отбирают в свои портфели раскрученные в сети произведения. А если посмотреть ещё пристальнее, то мы видим, что вся литература сегодня, по сути, сетевая, т.к. бумажная книга – это прошлое.


Сетевая литература

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сергей Гончаров Бесплатно
Выбор Евы
Сергей Гончаров