Москва 22.03.2024 ШОК. Держитесь, родненькие. Этого не могли сделать люди. Это нелюди...

Война в русской литературе

⁠Национальная судьба России неотъемлема от кровопролитий. Всю свою историю Россия была втянута в войны, её громили, грабили и насиловали многочисленные соседи. Даже блестящие победы как локального, так и всемирно-исторического масштаба омрачены горькими потерями, после которых страна так и не смогла восстановиться. Вековая российская отсталость, по-видимому, во многом обусловлена непрекращающейся агрессией соседей.

Самый первый вопрос, который задаёт война, так сказать, «в лоб» ― это вопрос, чего стоит человек и страна, достойны ли они вообще существовать, или их место на свалке истории. Немногим славна Россия в мире, но среди бесспорных достоинств ― победоносные войны, крепость и мощь русского духа, которому изумлялись Бисмарк и Черчилль, Наполеон и имам Шамиль, многочисленные гитлеровские военачальники.

Поэтому крупные батальные литературные произведения Пушкина, Лермонтова, Станюковича, Толстого, Маяковского, Багрицкого, Гайдара, Симонова, Смелякова, Твардовского, Проханова и многих других знаменитых русских и советских литераторов неизменно во главу угла ставят высшие воинские ценности ― небрежение к собственной жизни, товарищество, патриотизм и несгибаемое стремление к выполнению того, что называется долгом, гражданским и воинским. Вся убеждающая мощь лучших произведений литературы твердит только одно ― человек рождается главным образом для того, чтобы исполнить долг, и нет ничего выше как положить жизнь за други своя. Кто бежит этого, тот как правило недостоин уважения или человеческого отношения при жизни, презираем современниками и прочно забыт после смерти, а иногда и уже при жизни. Это мы ярко видим, например, у Распутина в «Живи и помни».

Литературные произведения о российских войнах дают нам несомненную историческую истину ― Россия никогда не вела захватнических войн, как страны Запада, все акты российской агрессии были во исполнение союзнических обязательств по защите, по итогу, Россия ничего существенного не приобретала от своих блестящих и очень дорогостоящих побед. Тем ценнее непрекращающееся стремление лучших сынов России погибать за неясную историческую перспективу.

Вопрос, что есть мужчина и что есть женщина ― это тоже военный вопрос, он тоже исследован литературой. Ярки и привлекательны образы Петра I, князя Болконского, Григория Котовского, Григория Мелихова, генерала Серпилина, но также мы видим, что мужская жертвенность, крепость духа, стремление к идеалам и великодушие оттеняется верностью, мужеством и не меньшей силой характера их боевых подруг. Как всегда, война поднимает на щит наиболее талантливых и высоконравственных представителей рода человеческого.

Очень важен мотив «Не в силе бог, а в правде», «Кто прав, за тем и сила» ― именно им проникнуты блестящие произведения российских и мировых авторов, касающихся вопросов, что именно ведёт людей на лишения и смерть. «Страна может быть не права, но это моя страна» ― это уже американская вариация на заданную тему, для российской литературы это не характерно. Война всегда показывает историческую истину ― выживание и победа могут быть только в напряжении, жертвенности и консолидации. Ибо когда появляются издевательские, пораженческие и в сущности клеветнические произведения Войновича, Солженицына, Аксёнова, позднего Астафьева и т.д. ― дело всегда кончается разложением и поражением без войны. Важна прежде всего война и победа духовная, ибо если нет духа, то и не может быть победы, будет только капитуляция и загнивание.

И теперь перед Россией стоит этот же самый вопрос, быть ей или не быть. И снова нам показывают, как надо достойно на него ответить, современные писатели и публицисты Захар Прилепин, Эдуард Лимонов, Юрий Мухин, Александр Проханов и Максим Калашников. И мы видим, что герои сегодняшнего дня ― Безлер, Мозговой, Моторола и другие ― были бы вполне уместны и у Пушкина, и у Толстого, и у Константина Симонова.

Поделиться с друзьями