Самый популярный спор в литературе – что важнее для книги: персонажи или сюжет? Мнения в этом вопросе сильно расходятся, хотя ответ, на мой взгляд, абсолютно прост.
 
Интересные персонажи идеально дополняют увлекательный сюжет, а картонные герои сделают даже первоклассную историю скучной и неинтересной. В то же время качественные и живые персонажи сделают даже слабые сюжеты увлекательными.
 

Попробую описать 11 качеств, которые следует дать персонажам книг:

 

1. Серьёзную цель – это даст героям предназначение, а бонусом наметит сюжетные ходы.

 

2. Мотивацию – это поможет подогнать персонажей к их цели. В любом случае нужно дать им мотивацию, которая будет подталкивать их к достижению поставленных целей. Выглядит это вполне реалистично и оправданно.

 

3. Причину – какова цель пребывания героя в сюжете книги? Какова функция? Он создаёт раздор между другими или помогает другим персонажам? В общем, необходимо ответить на вопрос, какую функцию в книге он выполняет. И нужна ли эта функция? Если нет серьёзной причины для появления какого-либо героя в сюжете, то он будет казаться не из этого повествования. Читатель может и не будет понимать этих нюансов, но точно почувствует эту странность.

 

4. Страх – так как бесстрашные персонажи выглядят через чур надменно и слишком надуманно. Страшные моменты цепляют читателей и двигают сюжет книги. Только нельзя позволять страшным эмоциям завладевать персонажами, если это не вписывается в концепцию сюжета.

 

5. Недостатки – ведь совершенные персонажи скучны. А ещё, опять же, не стоит забывать, что недостатки есть у всех людей. С помощью недостатков необходимо сделать персонажа ближе к читателям. Описывать только физические недостатки – банальность чистой воды. Необходимо дать персонажам либо плохую репутацию, либо пагубную привычку, а может и нелегкий характер.

 

6. Биографию – как у живого человека (подробнее об этом я писал в статье «Как придумать героя»). Поэтому здесь повторю лишь в общих чертах. Необходимо через прошлое персонажа обрисовать его настоящее. То есть сделать всё, как у реальных людей. Пусть на нынешние решения персонажей влияет их глубокое прошлое.

 

7. Личность – должна быть прописана ярко. Нельзя давать персонажам скучную и плоскую характеристику, типа «Родился, учился, женился, а потом пошёл на подвиги». Избегая клише, надо стараться сделать из персонажа того, кто вызывал бы хоть какие-то чувства и как-то запоминался.

 

8. Интересы и хобби – одна из основополагающих черт любого человека, а значит и литературного персонажа. Герой, который ничем не увлечен, попросту пуст и неинтересен. А ещё читатель почувствует фальшь. Ведь таких людей не бывает. Любой человек, хоть как-то, но проводит свой досуг. Крайне необходимо дать персонажам увлечение, хотя бы самое простое.

 

9. Причуду – еще одна основная черта. У каждого человека есть странности, необычности и чудаковатости. И это всегда интересно. Причудливые и странные персонажи неизменно привлекают внимание и выделяются из серой массы. Сервантес и Гашек не дадут мне соврать.

 

10. Желание – это верный путь к цели. В одном случае с помощью желания цель может быть достигнута, в другом же опустит героя на дно жизни, либо морали, а может и речное.

 

11. Независимость – не стоит зацикливаться на любовной линии, бульварного чтива и так много. Мы просто с детства видим, что в книгах любовная линия должна быть и, подрастая, воспринимаем это как норму. Безусловно, когда-то она нужна. А когда-то не очень. Вот тогда-то она и выглядит крайне надуманной. В последнем случае лучше дать главному герою интересных друзей, а может развить семейные перипетии, или написать про мудрого отшельника. Да что угодно. Любовная линия уже настолько избитое клише, что от него в некоторых книгах, подташнивает. Я, например, уже пытался уйти от этого сюжетного шаблона в романе «Сихирти».

 

И предпоследнее – я ни в коем случае не претендую на звание «учителя», а просто делюсь наработками. Учителей и без меня уже много.

 

И последнее – в литературе можно нарушать любые законы и правила. Грамотно нарушенное правило обязательно будет выглядеть ярко. Но для этого эти правила надо знать.

Сергей Гончаров Сихирти

Сергей Гончаров Не загоняй медведя в угол

⁠11 качеств для литературного персонажа

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сергей Гончаров