Нужен ли писателю псевдоним

Псевдоним в творческой среде давно стал обычным явлением. Когда-то за ним скрывались, чтобы не порочить собственное имя. Некоторые и сегодня пытаются спрятаться за псевдонимом, опасаясь, что о них подумают родственники-друзья-коллеги. В современном обществе «что подумают другие» уже не играет никакой роли. Жаль, что некоторые этого не понимают. Сегодня довольно редко можно встретить ситуацию, когда за псевдонимом надо реально скрываться. Триста раз стоит подумать, надо ли делать то, что вы собрались, если за псевдонимом надо именно скрываться. Обычному творческому человеку скрываться за псевдонимом имеет смысл лишь в том случае, если псевдоним используется как элемент продвижения. Во всех иных случаях это совершенно бестолково.

Псевдоним сегодня

В цифровую эпоху значение псевдонима заметно изменилось. Теперь псевдоним нужен, чтобы выделиться. Редко получается, чтобы человек с рождения обладает звучной фамилией, подходящим к фамилии именем, да ещё и не обделён каким-нибудь творческим талантом. Зачастую встречаются: Игори Нефёдовы, Елены Васильевы, Владимиры Шаровы, да Марины Пивоваровы (имена и фамилии взяты наугад, любое совпадение с настоящими людьми случайно и лишь доказывает смысл этой статьи). Предположим, решили вы заняться писательским ремеслом под своим настоящим именем. Опубликовали книгу, потом забиваете своё имя в поисковик и видите чудесную, но неизвестную физиомордию. Оказывается под вашим именем и фамилией уже засветился музыкант, или политик, или бизнесмен, или блогер, или даже писатель.

В современном информационном мире такие совпадения – это плохо. В идеале вы должны быть единственным и неповторимым, чтобы при поиске вашего имени выскакивала только информация о вас, или вашем творчестве.

Объясню на своём примере, зачем это нужно.

Моё имя

Моё имя и фамилия – очень распространены. Я учился с Гончаровым. Работал с Гончаровым. В юности был знакомый – Гончаров. Сергеев среди них не было, но этих людей я знал лично, ежедневно здоровался. А о скольких я не знаю?

Стоит забить в поисковик «Сергей Гончаров», как там высвечивается всё что угодно, кроме информации обо мне. Под таким именем и фамилией живёт очень много людей, а некоторые из них довольно известны.

Самое худшее, что среди этих людей есть ещё и писатели с поэтами. Например, на различных ресурсах среди моих книг можно встретить фантастический роман «Бездна». Я даже его прочитал. Ничего так роман. Но на самом деле он называется «Колыбель над бездной» и его правда написал Сергей Гончаров. Но не я. А ещё мои книги часто попадают в раздел к другому (третьему) Сергею Гончарову. Он, вообще-то, автор путеводителей по Питеру.

Есть ещё поэт Сергей Гончаров.

Попадалось мне художественное творчество и других Сергеев Гончаровых. Сам я слежу за достоверностью данных лишь на этом сайте и на ЛитРесе. На остальных ресурсах мои книги могут быть в каких угодно «Сергеях Гончаровых», как и среди моих книг могут быть чужие произведения.

Когда я начинал писать в конце нулевых, то, во-первых, интернет ещё не был «нашим всем», во-вторых, я ещё не понимал, для чего можно использовать псевдоним, но уже понимал, что прятаться за ним не стоит. Сегодня уже поздно «пересаживаться на другой поезд». У меня уже есть читатели, и я их просто собью с толку переходом под псевдоним. Растеряю.

Знаю. Пробовал.

Примеры

Я пробовал использовать псевдоним. Даже не один, и не два.

Например, две первые части цикла «Наследие инопланетян» выходили изначально под псевдонимом Марк Ваншот.

Фэнтези о попаданце в иной мир – «Седьмая земля» – выходило изначально под псевдонимом Митя Хром.

Некоторые из моих нонфикшн произведений тоже выходили изначально под псевдонимом – Глеб Русов.

Это всё, что я сумел вспомнить, но не факт, что список окончательный.

Из представленного видно, что я успел «пощупать», что такое псевдоним. И вернуться к собственному имени. Все описанные в примерах книги уже давно переопубликованы под моим настоящим именем.

Стоит ли писателю использовать псевдоним

Если бы я начинал писать сегодня, то непременно взял бы звучный и точно не повторяющийся псевдоним. Потому что писатель сегодня – это не просто тот, кто пописывает книги, а тот, кто строит личный бренд. Впрочем, так дела обстоят и в остальных творческих областях, где может понадобиться псевдоним.

Написать сегодня одну книгу и почивать всю жизнь на лаврах – ближе к химере. Сегодня каждый творческий человек практически обязан строить личный бренд. Нравится это ему, или не нравится. Чем больше псевдонимов, тем больше личных брендов придётся строить. А время-то ограничено… Очень много времени и сил уйдёт на постройку одного личного бренда. К тому же его жизненно необходимо ещё и поддерживать. Эти факты придётся держать в голове, при желании взять псевдоним.

Если у вас довольно обычные имя с фамилией, то, перед тем как начать творческое дело, обязательно забейте их в поисковик, посмотрите, что о вашем имени уже знает интернет. Если там много информации о ваших тёзках, то лучше взять псевдоним. Так вы всегда будете уникальны. В цифровую эпоху уникальность многое значит.

Поделиться с друзьями