Во многих фильмах мы видим, что писатель пишет книгу, и за ним сразу же начинает бегать толпа благодарных читателей. Масла в огонь добавляют и некоторые писатели, мол, они между делом, кое-чего начеркали, отправили в издательство, и тут же к ним набежала толпа благодарных читателей.
 
Кто же не хочет такой популярности?
 
Наслушавшись и насмотревшись различных баек, о том, что достаточно всего лишь написать хорошую книгу, а там весь мир падёт к твоим ногам, многие люди принимают решение стать писателями. Это решение приходит не сразу. Оно медленно, но верно вызревает в глубине души. Ведь, казалось бы, что может быть проще?! Писать и читать ещё в школе научили. Даже книжки всякие время от времени перелистываю. И вот во время прочтения одной из плохоньких книг и приходит мысль: «И я могу так написать»!
 
Вот здесь человека и ждёт ловушка, о которой пойдёт речь в данной статье.
Многие люди вполне адекватны, они понимают, что всему необходимо учиться. Умолчим про тех индивидуумов, кто думает, что ничему учиться не надо, а необходимо просто сесть и написать книгу. А сразу после слова «конец» на них посыплются, прямо с потолка, причём вперемешку, слава, деньги и благодарные читатели. В этой ситуации вообще бесполезно что-то рассказывать и говорить. Пускай садятся и пишут – меньше конкурентов будет.
 
Стоит предупредить тех, кто понимает, что им предстоит долгое и упорное обучение, перед тем, как они напишут свой первый роман. Именно на их кошельки рассчитывает целая прослойка людей, о которых следует поговорить.
 
На постсоветском пространстве существует единственное место, где будущий писатель может научиться писать – Литературный институт имени А.М. Горького. И самое «вкусное» напоследок. Для того чтобы научиться писать, совершенно не обязательно учиться в данном институте. Вся необходимая информация находится в открытом доступе. Бери и изучай – читай и учись. Плюс Литературного института в том, что там студент получает полноценное филологическое образование (что для писателя далеко не лишнее), плюс все знания по писательскому мастерству в структурированном виде. На самом деле плюсов обучения в этом высшем учебном заведении намного больше. Это и погружение в среду, и индивидуальные творческие задания, и неожиданные знакомства и много чего ещё. По-хорошему это тема отдельной статьи. В этой же остановимся на самых важных функциях Литературного института: филологическое образование, плюс структурированные и максимально полные знания по писательскому мастерству.
 
Человек, который решил стать писателем и понимает, что требуется учиться, смотрит на то, сколько же ему в этом институте предстоит оттарабанить и приходит в уныние. А если у него уже есть высшее образование, то ещё начинает калькулировать, во сколько же ему обойдётся обучение в этом учебном заведении. Цифры получаются и в первом, и во втором случае неутешительные. В этот момент человек понимает, что яркий и живой роман уже крутится в голове, а тут ему предстоит долго и нудно учиться. И потенциальный писатель ищет пути полегче. И находит. В настоящее время курсов по писательскому мастерству чуть ли не больше, чем писателей. Как они только не называются: писательские мастерские, школы писателей, лекции для писателей, авторские семинары. Особо предприимчивые дельцы умудряются открывать даже литературные институты, пытаясь выехать на раскрученном словосочетании.
 
Все подобные курсы, курсики и семинары, в первую и главную очередь, рассчитаны на кошелёк тех простачков, которые желают быстренько научиться писать, потом быстренько написать роман, отправить его в издательство и сразу же бежать в хозяйственный магазин за совковой лопатой. Чтобы деньги грести, понятное дело.
 
Нельзя назвать людей, организующих и проводящих такие курсы мошенниками, так как эти люди всё же отрабатывают то, за что берут деньги. Они и вправду структурировано или не очень, но дают слушателям курсов знания по писательскому мастерству, которые и так находятся в открытом доступе. Подводные камни таких курсов кроются чуть глубже и на первый взгляд не видны. Однако именно эти камни пробивают дно лодки начинающего писателя, после чего она благополучно идёт на дно.
 
Для того чтобы понять эти подводные камни, следует вывести некий средний портрет писателя обыкновенного.
 
Первое и самое важное в жизни каждого писателя – он должен много читать с малолетства. Чтение должно быть его плотью и кровью. Первейшим его развлечением и хобби должно быть чтение. Из человека, который не читает, либо читает мало, вряд ли выйдет достойный писатель. Это всё равно, что альпинист, который боится высоты. Или шахтёр, страдающий клаустрофобией. Или безрукий электрик. Или пловец-бутофоб. У каждой профессии есть свои ограничения. И, чтобы стать писателем, читать нужно много, всегда и с детства. Читать нужно любить.
 
Второе важное правило писателя – это наблюдательность. Хороший писатель умеет подмечать в жизни то, чего обыкновенный человек даже не видит. Например, косой взгляд женщины в автобусе, которая смотрит на другую женщину, на остановке. Почему она так смотрит? Что к этому привело? Что-то в одежде, или события прошлого? Гадать тут можно до бесконечности, но взгляд этот должен быть замечен и проанализирован. Все замеченные мелочи затем найдут себе место на страницах книг. Именно они оживляют каждое произведение, делают ткань творения живой и насыщенной. Именно отсюда рождается читательское «Верю» или «Не верю». Не важно, что описывается в произведении. Космолёт десантников в четвёртом тысячелетии или Куликовская битва – и то и другое должно быть правдоподобно описано, а достигается это за счёт мелочей. Если же писатель не умеет подмечать эти мелочи, то каким образом он сумеет их вставить в ткань произведения? Всё в этой жизни состоит из мелочей. И писатель обязан их видеть, подмечать и фиксировать в памяти.
 
Третье важное правило – писатель должен быть трудоголиком. Не выйдет написать один роман и получать достойный гонорар до конца дней. Писать придётся много. Каждый день. Про музу и прочую чепуху, которую несут экзальтированные личности, вообще забыть. Писательство – это тяжёлый труд. И тяжёл он тем, что надо заставлять себя садиться за компьютер и вместо любимой игрушки открывать текстовый файл и набирать в нём n-ное количество знаков (или слов – тут уж кто в чём меряет). А если в голове туман? А если не придумывается? А если нет хороших мыслей? А если сюжет плавает и никак не приводится к общему знаменателю? А если пива хочется попить? Читателя эти вопросы совершенно не волнуют. Ему нужна интересная книга, в которую он сможет нырнуть с головой. И писатель должен её написать. Поэтому никакого тумана в голове, никакого плавающего сюжета и пр. Каждый день писатель садится и пишет. И точка. К чему всё это? Да к тому, что если человек по жизни лодырь и ищет деятельность, чтобы получше пристроить свой зад, то писательство не для него. Здесь лодырничать не получится. Жизнь быстро выкинет такого писателя на задворки литературы.
 
Про фантазию можно даже не упоминать. У писателя фантазия должна быть развита на тысячу процентов. Иначе, зачем вообще пытаться стать писателем?
 
Это далеко не полный портрет современного писателя. На самом деле правил намного больше, а вышеперечисленные – одни из самых главных. Приведены они для того, чтобы человек понимал, что научиться писать – это всего лишь вершина айсберга. На самом деле надо родиться с набором определённых качеств. Правда, некоторые из них можно развить. И вот человек с необходимым набором качеств, научившись писать, имеет высокие шансы стать писателем.
 
Но на всевозможных курсах писательского мастерства подобные темы под строгим табу. Даже если напрямую задать вопрос, то найдётся миллион увёрток. Им важен кошелёк клиента. Они будут всячески убеждать человека, что научат его писать. Будут приводить примеры, что даже ёлка за их окном и та выдаёт по бестселлеру в год, а те, кто прослушивают курсы, так вообще по три-четыре. По факту же человек прослушивает курсы, даже многое понимает, но потом что-то у него не идёт. А он даже не понимает, в чём его проблема. В итоге человек бросает писательство. Но самое главное дело он при этом сделал – отнёс деньги на писательские курсы.
 
Второй важный нюанс, который на писательских курсах также не затрагивается – филологическое образование. Стоит оговориться – если у будущего писателя нет филологического образования, то это не конец света, и двери в писательство ему не закрыты. Довольно много писателей пришли в творческую сферу из профессий никак не связанных с филологией. Наличие же филологического образования, отдельно от вышеназванных качеств, гарантирует провал на писательском поприще. С каждым годом мир становится грамотнее и образованнее. Сегодня высшим образованием уже никого не удивишь. Даже уборщицы, шиномонтажники и автомойщики с высшим образованием уже не редкость. К чему это? К тому, что образованных людей много. И преимущество среди тех, кто хочет стать писателем, при прочих равных условиях, будет у того, кто имеет филологическое образование.
 
Чем же оно такое особенное, это филологическое образование?
 
Есть такая поговорка: книги современных писатели – для читателей, а книги классиков – для авторов. В этом-то и кроется самый важный нюанс. Книги классиков полны штампов, потому что эти произведения уже читали миллионы людей, тысячи писателей пытались им подражать, или брали оттуда удачные сюжетные ходы. Брали до тех пор, пока не затёрли.
 
На курсах писательского мастерства, конечно, говорят о штампах и о том, что от них надо держаться максимально далеко. Но для этого их надо банально знать. Могут даже сказать, что надо читать классику, но никто вам не скажет, что на эти курсы надо приходить уже с минимально необходимым набором знаний. Им это попросту невыгодно. Тогда людей, которые захотят им отдать деньги, будет намного-намного меньше.
 
В Литературный институт имени А.М. Горького, например, без этого минимально необходимого набора знаний вовсе не поступить. Так же на экзаменах проверяют грамотность. Без этого писателю тоже никуда. А ещё проводится несколько творческих испытаний. То есть, не обладая необходимым набором знаний, в этот институт попросту не поступить.
 
На курсах писательского мастерства ничего подобного нет и быть не может. Потеря человека – это потеря денег. Туда берут каждого, кому пришла мысль «хочу быть писателем». Их совершенно не волнует, сможете ли вы им стать.


Подводные камни курсов для начинающих писателей

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сергей Гончаров Бесплатно
Выбор Евы
Последняя новость:
Вышла повесть "Билет в никуда"
Сергей Гончаров